Тренды: 3 правила идеальной презентации на основе опыта 100 крупнейших стартапов
Эксперты студии креативных визуализаций Presium провели масштабное исследование структуры презентаций 100 успешных стартапов за период с 1999 по 2018 год и выявили ряд интересных закономерностей, которые будут полезны при создании успешного представления идеи или проекта.
Но начнем с главного факта, который установили исследователи. Убедительная презентация является ключевым инструментом на переговорах для достижения поставленных задач, а количество слайдов может существенно повлиять на итоговую сумму инвестиций. В среднем, один слайд принес анализируемым стартапам около 480 тысяч долларов США. При этом выявлена зависимость объема привлеченных инвестиций к количеству слайдов, что наглядно изображено на картинке ниже.
Зачастую на первоначальном этапе поиска инвесторов у компании нет прототипа своего решения. Поэтому так важно подготовить не просто презентацию, а визуальную историю идеи с правильными акцентами. Рекомендации по использованию отдельных смысловых блоков обычно повторяются и перекрывают друг друга. В своем исследовании команда Presium сформировала список из наиболее распространенных разделов презентации, чтобы оценить, насколько часто они использовались в выборке стартапов.
Правило 1. Планируй количество и стилистику слайдов. Каждый из них может принести $500 тыс.
Результаты оказались следующими. «Команда проекта» — наиболее часто встречающийся раздел (в 87% случаев). Далее идут разделы «решение» (84%), «рынок и целевая аудитория» (81%). Наименее популярными блоками стали «конкуренты» (33%) и «дорожная карта» (32%). Несмотря на то, что ключевой задачей презентаций стартапов являлось привлечение инвестиций, данный раздел был лишь в 41% случаев.
В исследовании отмечается тенденция, при которой со временем стартапы стали больше внимания уделять описанию бизнес модели и финансовым показателям, оставляя в стороне уникальность продукта и презентацию команды. С каждым годом вплоть до 2017 года рынок и целевая аудитория изучались все чаще. То есть акцент постепенно смещается с описания того, «кто» делает продукт, на «как» и «для кого» он сделан.
Правило 2. Нужно описывать не того, «кто» делает, а «как» и «для кого».
На основе выборки топ-100 стартапов команда Presium выделила следующие обязательные элементы любой успешной презентации: рынок, целевая аудитория и уникальность продукта. Наиболее успешные компании уделяют все меньше внимания команде, конкурентам, показателям и решениям.
Таким образом, перед демонстрацией презентации необходимо убедиться, что она содержит информацию о рынке, целевой аудитории и уникальности продукта. Именно так и поступили все те, кому удалось привлечь инвестиции и стать открытой компанией. Каждый питч-слайд теоретически может принести около полумиллиона долларов и более. Конечно, никто не может этого гарантировать. Но это означает, что стоит уделить презентации достаточно внимания и времени, чтобы создать наилучший вариант для правильных акцентов. Это того стоит.
Правило 3. Расскажи о рынке, ЦА и уникальности идеи. Остальное можно опустить.
В 2021 году администрацией СЭЗ «Гродноинвест» организовано и принято участие в 78 мероприятиях в офлайн и онлайн формате. Проведены встречи с потенциальными партнерами и инвесторами из Беларуси, России, Италии, Индии, Пакистана, ОАЭ, Польши, Австрии, Германии, Японии, Латвии, Венгрии, Узбекистана, Казахстана, ЮАР, Дании и других стран. За этот период инвестиционные площадки СЭЗ «Гродноинвест» посетило свыше 10 потенциальных инвесторов, 4 из которых стали новыми резидентами СЭЗ.
Инвесторы все чаще выбирают для развития бизнеса Гродно и Гродненскую область. Недавно областной центр был признан лучшим среди городов Беларуси за исключением столицы по демографической устойчивости, качеству экономики и жизни, общественно-политической практики и туристической привлекательности.